Рекламный баннер 990x90px

Это наша с тобой биография

10:33 08.04.2021
Это наша с тобой биография

Новый тематический проект «Авангарда» посвящен славному прошлому наших небольших сельских территорий – Обливского и Советского районов. Их история, неразрывно связанная с историей страны, имеет и свои особенности, характерные для нашей местности. На страницах проекта мы расскажем о значимых событиях, о людях, прославивших наш край и внесших значительный вклад в его развитие, вспомним важные для наших районов и юбилейные даты, которые отмечают учреждения, организации и предприятия; пролистаем страницы газеты прошлых лет, напомнив читателям об интересных фактах, связанных с нашей историей.

Герои среди нас

Высокие награды за труд

 

Владимир Алексеевич Дербенцев – коренной житель х. Кривова. Его трудовой стаж в сельскохозяйственной сфере составляет сорок лет. Был  водителем, много лет трудился в должности механизатора. На тяжелых тракторах занимался пахотой, культивацией, посевом, глубокорыхлением и всеми видами работ, проводимых в растениеводстве. Владимир Алексеевич всегда значился в числе передовиков местного сельхозпредприятия и Обливского района.

Газета «Авангард» неоднократно писала о высоких трудовых достижениях нашего земляка, ведь он много раз был награжден благодарственными письмами и почетными грамотами разных уровней. Еще в советское время  получал значки «Ударник пятилетки» разных лет. Имеет наш земляк - передовик  высокие награды и последнего периода времени.  В 2014 году  губернатор Ростовской области В.Ю. Голубев в канун празднования Дня работника сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности наградил В.А. Дербенцева  медалью «За доблестный труд во благо Донского края», а в январе    2017 года, согласно указу Президента России,  Владимир Алексеевич Дербенцев получил государственную награду  - медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени за рекордный урожай зерна в 2016 году.

Уже второй год Владимир Алексеевич находится на заслуженном отдыхе, является ветераном труда. «Но если моя помощь понадобится сельхозпредприятию, то я готов помочь родному хозяйству» - говорит В.А. Дербенцев.

 

Это было, было...

Павел Кузнецов

Узкоколейка

(Окончание. Начало читайте в  предыдущих номерах.)

Рабочие-военнопленные находились в тяжёлом состоянии, их плохо кормили, они были полураздетыми, их часто избивали, тяжелобольных увозили и где-то пристреливали, неглубоко закапывая в оврагах. Однако работы продвигались быстро. Материал, особенно рельсы, двутавр, уголки, привозили из Миллерово, Обливской, Морозовской. Мосты в основном строили специалисты из немцев, румын и русских, имеющих опыт строительства крупных объектов. Особенно хорошим был мост через балку-безымянку в х. Осиновка. По этому мосту проходили дорога для автотранспорта и узкоколейка  - насыпь со шпалами узкой колеи, по рельсам которой уже ходили некоторые поезда с грузами. Дорога действовала от ст. Обливской до х. Малые Озёра. Здесь, в Малых Озёрах, намечался пакгауз - большое складское помещение. Вагоны сопровождались охраной из полицейских. Немцы, конечно, рассчитывали, что уже покорили Россию и будут всё выкачивать из причирских мест. Но это не могло осуществиться. В хуторе Захарченском, где расположились рабочие, которые были завербованы насильственным путём из мест жительства, находились в палатках,  домах, сараях. Катя Тыртышникова  и Мария Удод  располагались на одной квартире, где жили старик со старухой. Во дворе был хороший, ухоженный флигель, его охраняли немецкие солдаты. В этом флигеле находились три человека: один офицер, двое русских в хороших костюмах с галстуками, холёные, говорили по-русски и по-немецки. С приездом этих троих мужчин немцы построили девушек, и офицер указал на           М.И.Удод.  Девушек повели работать, а Марию повели во флигель, где располагались эти трое. Один из мужчин сказал ей: «будешь нам готовить еду, продукты тебе привезут, воду тоже, из дома можно выходить в туалет, и то под присмотром, за тобой будут следить наши люди, и не вздумай что-нибудь сделать плохое. Спать будешь в коридоре за занавеской. Всего на 3-4 дня. Вот, подпиши бумагу и приступай к работе, со стола ничего не брать и не убирать. Тут мы сами управимся». Немецкий офицер сказал: «Мы тебя будем называть Мара, поняла?» - и улыбнулся, поманя пальцами. Ездили они в открытой машине, которую водил сам офицер. Когда они обедали, то ели молча, не разговаривали. Поев, садились за стол и всё что-то чертили и здорово ругались, показывая на чертёж. Мария Ивановна рассказывала: «Однажды, когда они уехали, я зашла и посмотрела на большой лист на столе, на нём был обозначен весь путь от Обливской до Чернышевской, Боковской и Миллерово. Также обозначены мосты, полустанки, склады-пакгаузы, всё по-русски, потому что русским надзирателям-бригадирам они показывали и рассказывали, где, что и даже  давали копии для работы.

На пятый день подошла большая автомашина, и два офицера ещё больших чинов собрались и уехали в Миллерово. Оставили мне хлеб, крупу, яйца, мясо, ещё спасибо сказали, что готовила хорошо. Этих продуктов нам, девчатам, хватило на две недели».

Дедушка, у которого Катя с Машей стояли на квартире, был старенький, ему было за 80 лет, он рассказывал Марии, что эти двое русских - родственники бывшему купцу Соболеву и барину, что держал мельницу в хуторе Грязном.  Они  сказали дедушке, что переговорили с начальством лагеря, которое руководило всеми работами и размещением рабочих, прибывших из хуторов, чтобы оно не бесчинствовало и не издевалось над рабочими, тогда те будут лучше работать. И действительно, обращались с рабочими более-менее нормально. Не было побоев, но удары плётки получали, что было, то было. Видимо, это были внуки или племянники русских подданных немцев. Они хотели приехать из Германии в Россию и, завладев железной дорогой, продолжить свою жизнь на бывших дедовских землях. Они были большие коммерсанты и уцепились за эту железную дорогу. Но дорога унесла много жизней военнопленных, которые безымянно были брошены в балки и овраги.

Строительство узкоколейки продолжалось с конца июля  и до середины ноября 1942 года. Когда началось наступление наших войск под Сталинградом, немцы вместе с румынами бросили строительство дороги и быстро покинули эти места.

После освобождения нашей территории от немецких войск требовалось быстрое восстановление разрушенного сельского хозяйства. Дорогу, где уже ходила «кукушка» с вагонетками, надо было поставить на баланс, создать штат, укомплектовать кадры и обязать начальника     ж/д станции Обливская эксплуатировать её до х. Малые Озёра, а со временем продолжить строительство дальше. Но шанс был упущен, всё пошло на самотёк. Началось разбазаривание рельсов, шпал, мостов с железобетонными конструкциями, балок, швеллеров и даже разрушение насыпей. Вот так была создана эта дорога силами наших людей и военнопленных, а потом варварски разрушена. Говорят, что пострадал только один начальник станции Обливская - получил выговор.

Когда мы проезжаем те места, где были насыпь,  рельсы, мосты, вспоминаем, как лопатами кидали грунт для насыпи. Может быть, теперь она не нужна, эта дорога, везде асфальт и добротные мосты. Но факт остается фактом:  дорога протяженностью 70 километров была построена.

 

Факт из прошлого

Товары - на прокат

В одном из январских выпусков в «Авангарде» было опубликовано объявление о том, что Обливский райунивермаг открывает пункт выдачи товаров на прокат в целях улучшения бытового обслуживания населения.

Пункт разместился в мебельном магазине ст.Обливской. На льготных условиях в нем можно получить музыкальные инструменты, культтовары, предметы домашнего обихода, спорта, посудо-хозяйственные товары.

Стоимость проката недорогая. Например, за пользование швейной машиной плата составляла 30 копеек в сутки, стиральной – 60 копеек, аккордеоном – 1 рубль 40 копеек, баяном «Ростов-Дон» - 1 рубль, кроватью-раскладушкой –   10 копеек.

Вишня поспела!

Об этом сообщалось в небольшой заметке на последней странице выпуска районной газеты от 1 июля этого же года.

На лесодаче опорного пункта в сборе вишни вторую неделю ежедневно принимают участие 10-12 школьников и домохозяек.

Каждый день в торговую сеть Обливского сельпо поступает для продажи населению несколько десятков килограммов темно-красных сочных ягод. С начала сезона реализовано около 20 центнеров, а всего будет продано не менее   10 тонн ягоды.   

 

141842
ВсеКонкурсы
«Мой герой всегда со мной!» «Мой герой всегда со мной!»
Праздники
26 апреля - День участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф и памяти жертв этих аварий и катастроф 26 апреля - День участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф и памяти жертв этих аварий и катастроф
Примета дня
Фомаида Медуница Фомаида Медуница
Полезные ресурсы
Рекламный баннер 990x90px