«В краю Тихого Дона» - проект, который будет направлен на сохранение и развитие казачьей культуры и традиций.
В современном обществе интерес к казачеству – уникальному явлению отечественной истории и современности, огромен. Казачество во все времена считалось самым патриотичным слоем общества, жизнь его удивительна и уникальна. Страницы проекта расскажут о традициях и обычаях донского казачества, передающихся от поколения к поколению.
Сохраняя традиции
О жизни и обычаях предков
О том, как прививать школьникам младших классов традиции казаков, мы беседуем с учителем начальных классов, Основ религиозных культур и светской этики и Основ духовно-нравственной культуры народов России (ОРКСЭ и ОДНКНР) Караичевской ООШ, руководителем РМО учителей ОРКСЭ и ОДНКНР, автором региональных и федеральных сетевых проектов, в том числе имеющих казачью тематику, Любовью Константиновной Щепелевой. - Любовь Константиновна, Вы являетесь одним из авторов сетевого проекта «Курагод казачьих традиций». Расскажите о сайте. С какой целью он создан? Кому может быть полезен? На какую аудиторию рассчитан?
- Прошлый год был посвящён народному искусству и нематериальному культурному наследию народов России, а также 85-летию Ростовской области. Поэтому в содружестве с воспитателями казачьего детского сада «Малыш» Зимовниковского района Е.А.Нестеренко и Е.В.Ерилкиной мы реализовали идею создания Большого регионального сетевого этнокультурного проекта «Курагод казачьих традиций». Цели данного проекта - изучение самобытной культуры казачества, приобщение обучающихся образовательных школ и воспитанников детских садов к традициям и духовным ценностям донских казаков. Сетевой проект проводился в дистанционной форме, что позволило принять участие в нём командам из разных уголков Ростовской области и нашим соседям из ДНР и ЛНР.
Проект долгосрочный, длился он целый год и состоял из семи марафонов, отражающих календарно-обрядовые праздники, особо почитаемые на Дону православными казаками. Также большое внимание было уделено изучению культурных традиций других народов Дона. Рассчитан проект на ребят дошкольного возраста и обучающихся младшего и среднего школьного возраста, во время подготовки заданий каждого марафона мы учитывали возрастные особенности участников. Сохранена преемственность поколений: ведь при выполнении заданий участники обращались за помощью не только к родителям, но и к бабушкам и дедушкам – местным старожилам и краеведам.
Работы каждой команды интересны и уникальны. Педагоги и воспитатели смело могут использовать эти материалы в своей работе с детьми, прививая им духовно-нравственные и культурные ценности, воспитывая юных патриотов своей малой родины.
Завершился проект итоговым Большим этнокультурным фестивалем, в котором участники обобщили весь собранный материал о жизни, быте и обычаях наших предков - донских казаков. Работа каждой команды была оценена по достоинству: участники награждены дипломами победителей трёх степеней, сертификатами и благодарностями.
А 8 февраля 2023 года в г. Ростове-на-Дону состоялось торжественное награждение лучших команд и их руководителей по итогам Большого регионального этнографического сетевого проекта «Курагод казачьих традиций» дипломами, благодарностями и памятными подарками ГБУ ДО РО «Ступени успеха».
Я не могу не высказать слова благодарности моему коллеге, соратнику и другу Т.К.Хамаевой - учителю информатики Обливской СОШ№2, которая является моим учителем и помощником в техническом создании всех наших проектов.
- Планируются ли новые проекты, связанные с традициями и культурой Донского края?
- Планов много. В данный момент мы ведём подготовку нового проекта, который планируем реализовать осенью этого года, посвящён он будет легендарному донскому атаману Матвею Платову, которого казаки прозвали «Вихорь-атаман». Проект создаётся в целях сохранения культурно-исторического наследия Донского края, воспитания подрастающих поколений в духе патриотизма, гражданской ответственности и готовности к служению Отечеству на основе традиционных казачьих ценностей, а также в связи с 270-летием со дня рождения атамана М.И. Платова. Думаю, он будет интересен детям разных возрастов, их родителям и педагогам. К тому же, указом губернатора нашей Ростовской области В.Ю.Голубева 2023-й объявлен Годом атамана М.И. Платова.
- Уделяете ли Вы внимание казачьим традициям на своих уроках?
- Как кредо своей педагогической деятельности я взяла для себя слова великого русского педагога В.А.Сухомлинского: «Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине».
Поэтому с первого дня своей учительской деятельности я всегда строила работу с детьми на использовании регионального компонента, так как он помогает не только познакомить учащихся с народами и традициями нашей местности, но и воспитать чувство патриотизма, которое формируется только у духовно-развитой личности. А воспитать доброго, умного, творческого, функционально-грамотного человека, знающего и соблюдающего традиции своих предков – это моя конечная цель.
- Нравятся ли учащимся уроки о традициях их родного края, жизни и быте казаков?
- Дети с интересом изучают историю и традиции наших предков казаков не только на уроках ОДНКНР, но и на внеурочных занятиях. Примером являются их участие и победы в таких конкурсах и проектах, как: «Малиновый звон Пасхи», «Покрова на обливской земле», «Наши святыни», «Икон сиянье золотое…», «Мы потомки донских казаков», «Обливская станица – родной земли частица…» и, конечно же, «Курагод казачьих традиций».
Участвуя в подобных мероприятиях, ребята более углубленно знакомятся с казачьей культурой: песнями, пословицами, поговорками и закличками. Мы вместе готовим музыкальные номера, проводим исследования, мастер-классы, изучаем праздники народов, проживающих в Ростовской области, знакомимся с музейными экспонатами, казачьими играми и развлечениями, снимаем видеоролики.
- Есть ли у Вас какие-то пожелания своим коллегам?
- Хотелось бы пожелать коллегам не бояться использовать в своей педагогической практике все возможности информационно-коммуникационных технологий, принимать активное участие в сетевых проектах, ведь это просто кладезь знаний и умений, так необходимых нашим детям, которые они получат, участвуя в проекте.
Подготовила Н.СИМОНОВА.