«В краю Тихого Дона» - новый проект, который будет направлен на сохранение и развитие казачьей культуры и традиций.В современном обществе интерес к казачеству – уникальному явлению отечественной истории и современности, огромен. Казачество во все времена считалось самым патриотичным слоем общества, жизнь его удивительна и уникальна. Материалы проекта расскажут о традициях и обычаях донского казачества, передающихся от поколения к поколению.
Из глубины веков - в день сегодняшний
В этой рубрике мы будем представлять работы жителей Обливского и Советского районов, занимающихся изучением истории своей малой родины и своего рода, традиций и обычаев предков-казаков, предметов их жизни и быта, а также духовной культуры и творчества, которые передаются из поколения в поколение.
“Времён связующая нить”
Каждому человеку интересно узнать, что его ждет в будущем, но не менее интересно заглянуть в прошлое. В нашей станице есть место, где можно «окунуться» в атмосферу прошлого. Это Обливский краеведческий музей, где представлены предметы быта наших предков-казаков - одежда, утварь, инструменты, мебель, предметы убранства казачьего куреня. Особенно меня привлекают вышитые изделия мастериц. Вышивки поражают своей аккуратностью, разнообразием техник и простотой материалов. Они обладают особой энергетикой и красотой.
Вышивка является одной из важных составляющих традиционной культуры казаков. Через искусство вышивки отслеживается связь прошлого с настоящим: в старину донские казачки применяли вышивку при изготовлении женской одежды, головных уборов и изделий для убранства жилища. С пяти лет девочек в казачьей семье начинали учить различным рукоделиям: ткачеству, вязанию на спицах, крючком, вязанию кружев, вышивке и многому другому, что умела делать каждая казачка. Вышивке казаки придавали особое значение. Согласно народным представлениям, вышивание - это не простое украшение, а сакральный процесс. В традиционной народной культуре вышивка выполнялась с целью создания оберега - магического средства охранить человека и семью от болезней, бед и напастей.
Особую роль в быту и обрядах у казаков имело вышитое полотенце (рушник). В праздники казачий курень украшали дополнительно нарядными рушниками. Вышивали наволочки, подзоры (вышитая часть нижней простыни, которая крепилась с помощью резинки к кровати ниже матраса), скатерти («столешницы», «настольники»), полотенца (рушники), которые «вешались» над иконами, занавески, одежду: рубахи, праздничную одежду, запоны (передники), спидницы (нижняя юбка). Вышивкой украшали и головные уборы казачек.
В XIX веке на Верхнем Дону вошел в моду головной убор замужних казачек – колпак, который украшали вышивкой. А в начале XX века в моду у молодых замужних женщин вошла шлычка, надевавшаяся на узел волос. Сшитая из дорогой яркой ткани, она украшалась вышивкой, блестками, стеклярусом. Основным материалом для вышивки долгое время служил домашний холст из конопли и льна, хлопчатобумажные ткани стали входить в обиход в XIX веке. Нитками для вышивания служили шерстяные нитки домашнего изготовления, только в конце XIX века стали использовать привозные шелковые и хлопчатобумажные нитки. Вышивали гладью, стебельчатым швом, игольчатой росписью, белой гладью, крестиком. Вышивка выполнялась вручную с помощью иглы, и только в первой половине XX века, с появлением швейных машин, стала применяться машинная вышивка ришелье.
В экспозиционном зале «Преданья старины глубокой» Обливского краеведческого музея представлены вышитые изделия мастериц 50- 80-х годов XX века: одежда, рушники, покрывала, наволочки, дорожки, салфетки, украшенные гладью, крестиком и ришелье. После знакомства с музейными экспонатами мне стало интересно узнать, как сохраняются традиции вышивального искусства в нашем районе в настоящее время. Есть ли мастерицы в нашей станице?
Оказалось, есть. Одна из них – жительница станицы Обливской Валентина Михайловна Ларина. Мне удалось встретиться, пообщаться с ней лично и познакомиться с ее работами. Валентина Михайловна родилась в 1941 году в Сальском районе Ростовской области. Вышивать крестом и гладью еще в детстве её научила мама. Выполнять машинную вышивку гладью и ришелье научилась сама, окончив курсы художественной вышивки. Среди работ мастерицы можно увидеть вышитые машинной гладью и ришелье скатерти, салфетки, воротники, рушники, шторы, а также вышитые косым крестом и болгарским крестом картины. Вышитые крестом картины выполнены вручную нитками мулине на канве. Машинную гладь и ришелье Валентина Михайловна выполняет катушечными лавсановыми нитками на плотной хлопчатобумажной ткани. Для вышивки мастерица использует ручные иглы, пяльцы, наперсток, ножницы для вырезания ткани и отрезания ниток, швейную машину с ножным приводом.
Валентина Михайловна передала свой опыт вышивания дочери и внучке, а также учит своему мастерству всех желающих. Долгое время была участницей кружка «Обливские мастерицы», со своими изделиями неоднократно принимала участие в фестивале «Шолоховская весна» в станице Вешенской, в работе выставок декоративно-прикладного творчества в станицах Обливской и Советской. Мастерица является лауреатом многих фестивалей и конкурсов, имеет многочисленные грамоты и благодарности за вклад в сохранение народных традиций.
Вышивкой также занимается обливчанка Валентина Илларионовна Некипилая (фонд её работ насчитывает 74 картины, вышитых косым и болгарским крестом, подушки и рушники). Крестиком вышивает жительница ст. Обливской Ангелина Карповна Семенова, а ручной гладью - Надежда Григорьевна Дубинина, жительница хутора Александровского. В хуторе Солонецком сохраняют традиции народной вышивки Клавдия Семеновна Козловцева и ее дочери: Наталья Ивановна Макаренкова, Вера Ивановна Худякова, Раиса Ивановна Абакумова.
В глубочайшую древность ведет нас драгоценная нить традиций вышивки. Искусство вышивки не утрачено в наши дни, но изменилось назначение вышивки. Сейчас вышитые изделия не несут потаенного смысла оберегов, они лишь предметы декора. Но красота вышивки ничуть не поблекла. Вышитые изделия все также поражают многообразием цветовых решений, необычными орнаментами, безупречным качеством выполнения стежков. А самое главное, что это искусство живет, развивается, и есть люди, которые сохраняют его для будущих поколений.