Привычные для нас черно-белые полосы с непонятными цифрами внизу вошли в обиход относительно недавно - в 1973 году - и совершили грандиозную революцию в розничной торговле. Они автоматизировали процесс считывания и маркировки продукции и значительно упростили систему складирования и учета товаров.
Штрихкоды стали неотъемлемой частью нашей действительности. Они служат незаменимыми проводниками в магазинах на пути к опустошению корзины и заполнению холодильника дома, содержат всю актуальную информацию о различных изделиях и позволяют маркетплейсам безошибочно определять заказанные товары.
3 апреля 1973 года был утвержден финальный вариант штрихкода UPS (Universal Product Code - универсальный продуктовый код). Уже через год, в июне 1974-го, в одном из продуктовых магазинов города Трой в штате Огайо впервые в истории сканер на кассе успешно расшифровал информацию на штрихкоде, нанесенном на упаковку жевательной резинки. И это знаменательное событие открыло новую страницу в научно-технологическом прогрессе.
В России используются штрихкоды типа EAN-13 и EAN-8. Второй применяется в тех случаях, когда расположить 13 цифр на товаре физически невозможно.
Первые три цифры обозначают код национальной компании, в реестре которой зарегистрирован производитель товара. За каждой страной закреплены уникальные комбинации кода: для России - 460-469.
Следующий блок цифр может состоять из 4-6 символов, которые определяют код производителя товара. Оставшиеся 3-5 цифр содержат сведения о самом товаре.
Последняя цифра служит контрольным полем, по которому сканер определяет правильность считывания штрихкода или его подлинность.
Между тем в русском языке до сих пор нет единственно верного написания слова "штрихкод". В настоящее время допустимы оба варианта: "штрих-код" и "штрихкод". Однако многие словари и образовательные порталы склоняются ко второй форме, аргументируя это тем, что слово "штрихкод" образовано от сокращения сочетания "штриховой код" - а такие лексические единицы пишутся в русском языке слитно.
Фото из открытых источников.