18 марта исполнилось 165 лет со дня рождения Рудольфа Дизеля - создателя двигателя внутреннего сгорания. Немецкий изобретатель назвал его "дизель-мотор". Предложенный им новый вид теплового поршневого двигателя совершил настоящий переворот в мире машиностроения.
Дизель-мотор был запатентован 23 февраля 1892 года. Уже первые испытания показали: по эффективности ему не было равных. Дизель превосходил по экономичности паровые машины в четыре раза! Биографы Рудольфа Дизеля пишут, что в самой Германии отнеслись к новому изобретению своего соотечественника скептически. Тем не менее, в 1898 году он открывает свой собственный завод по производству двигателей внутреннего сгорания, а через два года - его филиал в Лондоне. Двигатель Дизеля начинает свой триумфальный путь по миру: помимо промышленности и электростанций его устанавливают на кораблях, железнодорожных локомотивах и автомобилях.
Но Дизель не только подарил миру великое изобретение. Его жизнь оказалась полна "виражей". Так, во время одного из экспериментов произошел взрыв машины, после которого инженер едва не лишился зрения. Финансовый кризис 1913 года довел успешного Рудольфа Дизеля до банкротства и краха. А его неожиданный уход из жизни до сих пор остается одной из неразгаданных загадок двадцатого века.
В сентябре 1913 года Рудольф Дизель на борту почтового парохода "Дрезден" отправился в Лондон на открытие нового завода от одной из компаний, которая производила двигатели его конструкции. После ужина он ушел в свою каюту, и - его больше никто не видел. Дизель исчез.
Любопытная деталь: в списке пассажиров "Дрездена» имени Рудольфа Дизеля не значилось.
В 1898 году лицензию на дизель-мотор приобрел Эммануэль Нобель и смог приспособить это изобретение для работы на нефти. На парижской Всемирной выставке в 1900 году изобретение Дизеля получило гран-при. А в Петербурге началось производство двигателей под руководством Нобеля, и двигатель стал называться "русский дизель".
Фото из открытых источников